Символы Победы в Великой Отечественной войне

Любая война — это борьба и противостояние враждующих сил. У каждой из сторон есть свои символы, под которыми сражаются и погибают роты, батальоны, дивизии. Эти символы являлись путеводной звездой в сражениях, оберегали и защищали, вселяли веру в неизбежную победу и были высшей ценностью, олицетворявшей Родину и тех, кто за ней стоит.

Патриотическая песня «Священная война»

Первым знаковым символом начала Великой Отечественной войны стала песня «Священная война», известная также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!». Она стала своеобразным гимном защиты Отечества.

"

Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст песни «Священная война» за подписью известного советского поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача. Сразу же после публикации композитор Александр Васильевич Александров написал музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию.


26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд.

Плакат «Родина-мать зовёт!»

 

«Родина-мать зовёт!» — знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года.

По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении нацистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Поражённый выражением её лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра.

Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространённых образов советской пропаганды. Уже к концу месяца плакат «Родина-мать зовёт!», напечатанный огромными тиражами, увидела вся страна. Агитки клеили на вокзалах и на сборных пунктах, в госучреждениях и колхозных конторах, да и просто на улицах – на дощатых заборах и кирпичных стенах.

Известны случаи, когда, сдавая немцам тот или иной населённый пункт, наши солдаты напоследок срывали плакаты с «мамой» и уносили с собой. Типографии военного времени даже выпустили специальный, «миниатюрный» тираж «Родины-матери». Репродукции размером чуть меньше обычной почтовой открытки хранились у многих фронтовиков. Их носили в нагрудных карманах гимнастёрок – рядом с фотографиями дорогих и любимых людей, рядом с партийными и комсомольскими билетами.

Танк Т-34

Самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны является танк Т-34.

T-34 (разг. «тридцатьчетвёрка») — советский средний танк периода Великой Отечественной войны. Выпускался серийно с 1940 года. В течение 1942—1947 годов — основной танк РККА и ВС СССР. Являлся основным танком РККА до первой половины 1944 года, до поступления в войска его модификации Т-34-85.

Разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода №183 под руководством Михаила Ильича Кошкина.

Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, баллистическими, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками.

С 1942 по 1945 годы основное крупносерийное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы. Ведущим заводом по модифицированию Т-34 являлся Уральский танковый завод №183.

До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов.


Реактивный миномёт «Катюша»

 

"

Ярким символом Победы является реактивный миномёт «Катюша».

21 июня 1941 года, за день до вторжения вооружённых сил фашистской Германии на территорию СССР, Советское правительство приняло постановление о начале производства реактивных систем залпового огня. Реактивный снаряд РС-132 калибра 132 мм и пусковая установка на базе грузового автомобиля ЗИС-6 БМ-13 были приняты на вооружение и позже были названы ласковым женским именем «Катюша». Официально их называли гвардейскими реактивными миномётами.

Впервые установки БМ-13 были опробованы в боевых условиях 14 июля 1941 года. Экспериментальная батарея из семи машин под командованием капитана Флёрова обстреляла вражеские войска и технику в городе Рудня, поддержав обороняющиеся части Красной Армии. А через 2 дня показала высокую эффективность при уничтожении эшелонов на железнодорожном узле города Орша в Белоруссии.

Первые восемь полков по 36 машин были сформированы 8 августа 1941 года.

С весны 1942 года реактивный миномёт устанавливался преимущественно на ввозимые по ленд-лизу английские и американские полноприводные шасси. Наиболее известным среди них стал Studebaker US6.

Особенностью боевого применения реактивной артиллерии в 1943 году явилось её широкое использование не только для уничтожения живой силы, но и в борьбе с танками.. Эту задачу она выполняла главным образом путём массирования огня по районам сосредоточения и по крупным атакующим группам танков. При этом танки, как правило, выводились из строя при прямом попадании снарядов М-30 и М-31, а также при разрыве их в непосредственной близости. Лёгкие и средние танки поражались даже при разрыве снарядов в 5-10 метрах от них.

Когда в 1945 году Красной Армии пришлось штурмовать немецкие города-крепости, встал вопрос о применении «Катюш» в условиях городских боев. Нужно было эффективное оружие для уничтожения немецких укреплений, но близость противоборствующих подразделений делала применение ракет опасным для своих пехотинцев. Выход был найден — тяжёлые реактивные снаряды М-31 в транспортировочных ящиках устанав­ливали прямо в проёмах окон и с расстояния 20—30 метров били по про­тивнику, укрывшемуся в домах и подвалах.

Впоследствии, по аналогии с «Катюшей», ряд аналогичных прозвищ («Андрюша», «Ванюша») был дан советскими бойцами и другим установкам (БМ-31 и др.) реактивной артиллерии, но эти прозвища не получили столь широких распространения и популярности и в целом известны значительно меньше.

На протяжении Великой Отечественной войны было создано значительное количество вариантов снарядов РС и пусковых установок к ним. Всего советская промышленность за годы войны произвела более 10 000 боевых машин реактивной артиллерии.

Орден Победа

 

"

Орден Победа является высшим военным орденом и самой уникальной наградой в мире. Правом награждения удостаивались только лица высшего командного состава Красной Армии за проведение успешных боевых операций, в результате которых коренным образом менялась обстановка в пользу Красной Армии.

Орден был учреждён 8 ноября 1943 года.

Орден Победа является очень дорогой наградой. При его изготовлении использовались платина, золото, серебро, эмаль, 5 искусственных рубинов и 174 мелких бриллианта.

В истории задокументировано всего 20 награждений и 17 награждённых (трое награждались дважды, а один (Л. И. Брежнев) был лишён награды посмертно). Кавалерами ордена дважды стали маршал Г. К. Жуков, И. В. Сталин и начальник генштаба А. М. Василевский.

В знак особого отличия была учреждена мемориальная доска для внесения кавалеров ордена Победа. Мемориальная доска установлена в Большом Кремлёвском дворце.

Орден Славы

 

"

Орден Славы — военный орден СССР, учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 года. Орденом награждались военнослужащие рядового состава, сержанты и старшины Красной Армии, а в авиации — и лица, имеющие звание младшего лейтенанта, проявившие в боях за Советскую Родину славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия. Вручался только за личные заслуги, воинские части и соединения им не награждались.

Орден Славы по своему статуту и цвету ленты почти полностью повторял одну из самых почитаемых в дореволюционной России наград — Георгиевский крест.


Орден Славы состоит из трёх степеней: I, II и III степени. Высшей степенью является I степень. Награждение производилось в порядке строгой последовательности — от низшей степени к высшей.


Награждённые орденом Славы трёх степеней удостаивались права на присвоение воинского звания: рядовые, ефрейторы и сержанты – старшины, имеющие звание старшины – младшего лейтенанта, младшие лейтенанты в авиации – лейтенанта.


За отличия в боях Великой Отечественной войны и подвиги в других военных конфликтах было вручено около миллиона знаков ордена Славы III степени, более 46 тысяч — II степени и 2678 — I степени. По уточнённым данным, полных кавалеров ордена Славы насчитывается 2671 человек, среди них — четыре женщины.


Знамя Победы

 

"

Символ окончательной победы над фашизмом - Знамя Победы.

В преддверии Победы Военным Советом 3-й ударной армии было принято решение по изготовлению специальных знамён для водружения над Рейхстагом. Их было 9 — по числу дивизий, которые сражались под Берлином.

1 мая 1945 года около 3-х часов утра бойцы 1-го стрелкового батальона 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой ордена Кутузова II степени Идрицкой дивизии военнослужащие Алексей Берест, Михаил Егоров и Мелитон Кантария водрузили штурмовой флаг на крыше здания Рейхстага в городе Берлине.

По внешнему виду Знамя Победы — это изготовленный в военно-полевых условиях импровизированный Государственный флаг СССР. На его лицевой стороне вверху у древка изображены серебряные пятиконечная звезда, серп и молот, а на остальной части полотнища надпись белыми буквами в четыре строки: «150-я стрелковая ордена Кутузова II степени Идрицкая дивизия 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта».

Российским законодательством установлено, что «Знамя Победы является официальным символом победы советского народа и его Вооружённых Сил над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, государственной реликвией России» и «находится на вечном хранении в условиях, обеспечивающих его сохранность и доступность для обозрения».

3 мая Знамя было снято с Рейхстага и заменено на другой красный флаг, а 20 июня Михаил Егоров и Милитон Кантария на специальном самолёте вывезли Знамя Победы в Москву. В настоящее время Знамя хранится в Музее Вооружённых Сил в Москве.

Знамя Победы - это символ великого подвига и силы народа, отстоявшего честь и свободу своей Великой Родины.


Вечный огонь

 

Вечный огонь символизирует вечную память о погибших солдатах, отдавших жизнь во имя спасения Родины, ради свободы и мира на всей земле. За их бессмертный подвиг потомки всегда благодарили и будут благодарить павших солдат, склоняя головы над братскими могилами, возлагая цветы к монументам и памятникам, заступая на самый почётный пост — Пост №1.

Самый первый Вечный огонь в России загорелся через 10 лет после Победы в посёлке Первомайский Тульской области. Он был зажжён 6 мая 1955 года на братской могиле.

В октябре 1957 года в Ленинграде на Марсовом поле у памятника Борцам революции был зажжён Вечный огонь, который впоследствии стал источником пламени для большинства военных мемориалов и памятников.

Спустя 9 лет после этого события на Могиле Неизвестного Солдата был зажжён всенародный Вечный огонь, который и по сей день является одним из главных символов Великой Отечественной войны.


Могила Неизвестного Солдата

 

"

К символам Победы относится Могила Неизвестного Солдата в Москве.

Идея о создании памятника простым солдатам, сражавшимся под Москвой, пришла первому секретарю Московского горкома партии Н. Г. Егорычеву в канун 25-летия разгрома немецко-фашистских войск под Москвой.

Перед руководителями проекта стоял главный вопрос — откуда взять останки неизвестного солдата?

Как раз в то время под Зеленоградом была найдена позабытая братская могила. Из всех захороненных тел выбрали солдата, при котором не было никаких документов, удостоверяющих его личность. На военной форме не было командирских знаков отличия — это был действительно простой солдат, прах которого остался безымянным.

Утром 3 декабря 1966 года из Зеленограда прах солдата доставили в столицу. В день захоронения по всей улице Горького стояли сотни тысяч людей. Каждый из них понимал, что этот солдат мог оказаться тем близким или родным, кто пропал без вести в годы Великой Отечественной войны. И каждый оплакивал этого солдата, как своего близкого.

Через 5 месяцев после захоронения, 7 мая 1967 года, от Вечного огня на Марсовом поле зажгли факел и по эстафете доставили в Москву. 8 мая 1967 года в торжественной обстановке был зажжён Вечный огонь в Александровском саду и открыт Мемориал Могила Неизвестного Солдата. Слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»- раскрывают основную идею памятника.

Могила Неизвестного Солдата - это мемориальный архитектурный ансамбль в Александровском саду у стен Кремля. Автор – скульптор Николай Томский.

На надгробной плите установлена бронзовая композиция – солдатская каска и лавровая ветвь, лежащие на боевом знамени. Могила выражает всю доблесть героев, бившихся за своё Отечество. Многие из этих героев так и остались неизвестными.

12 декабря 1997 года Указом Президента России от Мавзолея Ленина к Могиле Неизвестного Солдата был переведён государственный Пост №1, на который заступил почётный караул Президентского полка.

В октябре 2014 года 3 декабря решено объявить Днём Неизвестного Солдата. Имена героев, которых мы знаем, постоянно упоминаются с экранов телевизоров, в СМИ, на траурных службах. А сколько героев пропали без вести на той войне? От того, что мы не знаем, как их зовут, их подвиг и вклад в Победу ничуть не меньше известных героев и их любовь к Родине была также сильна.


Скульптура «Родина-мать зовёт»

 

"

Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде.

Монумент является центральной частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке.

Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине.

Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.

Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. На возведение статуи было затрачено 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием и была занесена в Книгу рекордов Гиннеса.


Мемориальные сооружения

 

"

Ярким символом Победы являются мемориальные сооружения. Они увековечивают память о войне и включают мемориальные ансамбли, памятники (монументы), обелиски, памятные знаки (доски, аншлаги и др.). Они сооружаются в память выдающихся военных событий, деятелей, героев фронта и тыла, жителей городов и сёл, погибших в годы Великой Отечественной войны. Сотни плит, обелисков, фигур из камня и бронзы живут десятилетия и века, воздвигаются как свидетельство человеческого стремления к победе над временем.

В Курганской области первые памятники и мемориалы, увековечивающие память о погибших в годы Великой Отечественной войны, появились к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне в 1965 году. Особенно активно памятники и обелиски возводились в семидесятые - восьмидесятые годы ХХ столетия. Сделанные, как правило, из доступных и недорогих материалов, эти скромные мемориальные сооружения, не претендующие на роль шедевров монументального искусства, несли и несут огромную этическую нагрузку.

В нашей области распространёнными типами мемориальных сооружений являются мемориальные ансамбли и памятники (монументы). Неотъемлемой частью таких ансамблей и памятников являются плиты или доски, на которых высечены имена погибших в годы войны. Даже в самых отдалённых уголках зауральского края жива память о земляках, канувших в пучине трагических событий самой кровопролитной войны в истории человечества.
Управлением культуры Курганской области создан Реестр мемориальных сооружений, посвящённых Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.), расположенных на территории Курганской области. С ним можно ознакомиться на сайте «Обелиски нашей памяти» (http://memory45.kurganobl.ru).

Среди обозначенных в реестре мемориальных сооружений двенадцать имеют статус объектов культурного наследия регионального значения и охраняются государством. Среди них братские могилы воинов, умерших от ран в госпиталях Кургана, Шадринска, Кособродска, бюсты героев войны Д. М. Крутикова в Кургане и К. А. Евстигнеева в Шумихе, здание школы, где учился дважды Герой Советского Союза Г. П. Кравченко, в селе Звериноголовском. В 2010 году в Кургане открыт памятник Герою Советского Союза М. С. Шумилову.


Георгиевская лента

 

"

Самым молодым символичным образом Победы является Георгиевская лента. Акция под таким названием впервые прошла в 2005 году и получила огромную поддержку во всей стране.

Датой «рождения» ленты принято считать учреждение ордена Святого Георгия Екатериной II в 1769 году. Орден было положено носить как раз на шёлковой ленте с тремя чёрными и двумя жёлтыми полосами. Именно благодаря ордену за лентой и закрепилось название «Георгиевская».

За всё время существования чёрно-жёлтой ленты ордена Святого Георгия, она остаётся непременным атрибутом самых разнообразных наград, вручаемых за храбрость и самоотверженность.

В связи с отменой большинства наград Царской России в Советском Союзе Георгиевская лента вместо жёлтых полос приобрела оранжевые и стала называться гвардейской лентой. Изменился цвет, но не изменилась суть. Цвета ленты глубоко символичны: чёрные и оранжевые полосы обозначают дым и пламя на полях сражений, отражая отвагу и доблесть воинов, проявленные в боях, смерть и воскрешение, подвиг с риском для жизни и вечную славу.

В наше время появилась интересная традиция, связанная с этим древним символом. С 2005 года по инициативе государственных информационных агентств и различных молодёжных движений проводятся акции по раздаче ленточек, сделанных по образу Георгиевской ленты. В преддверии Дня Победы молодёжь повязывает ленточку на одежду в знак уважения, памяти и солидарности с героическими русскими солдатами, отстоявшими свободу нашей страны.

Цель таких акций - стремление во что бы то ни стало не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой выиграл самую страшную войну прошлого века, чьими наследниками мы остаёмся, чем и кем должны гордиться, о ком помнить.


Красная гвоздика

 

"

Символом Победы является Красная гвоздика. С давних пор этот цветок ассоциируется со стойкостью. Гвоздика олицетворяет мужество, благородство.

История этого незатейливого цветка уходит в мифологию. Богиня Артемида после неудачной охоты выколола глаза невинному пастушку и, опомнившись, она увековечила эти жалобно смотревшие на неё глаза, бросив их на тропинку. В тот же момент из них выросли две красные гвоздики, напоминавшие невинно пролитую кровь.

Красные гвоздики как символ и по сей день напоминают о пролитой на войне крови, о подвиге погибших и выживших солдат. Красный цвет — цвет Советского знамени, цвет Победы, мужества, храбрости и чести русского народа. Именно поэтому красная гвоздика так ценна для ветеранов. Это дорогой сердцу символ Великой Отечественной войны. Сейчас гвоздики несут к монументам воинской славы в дни Памяти и Праздник Победы.

Песня «День Победы»

 

"

Непременным знаковым атрибутом торжеств по поводу 9 мая - Дня Победы в Великой Отечественной войне стала советская песня композитора Давида Фёдоровича Тухманова и поэта Владимира Гавриловича Харитонова «День Победы».

В марте 1975 года поэт Владимир Харитонов обратился к Давиду Тухманову с предложением создать песню, посвящённую Великой Отечественной войне. Страна готовилась к 30-летию Великой Победы, и в Союзе композиторов СССР был объявлен конкурс на лучшую песню о войне.

Буквально за несколько дней до окончания конкурса Харитонов передал свои стихи соавтору. Тухманов очень быстро написал музыку, и песня успела прозвучать на последнем прослушивании конкурса. Её исполнила жена Тухманова, поэтесса и певица Татьяна Сашко. Но никакого места песня «День Победы» не заняла.

В ноябре 1975 года на концерте, посвящённом Дню милиции, песню исполнил в прямом эфире Лев Лещенко, и с этого момента песню «День Победы» стала петь вся страна. Песня стала лауреатом фестиваля «Песня-75». После этого в течение всего 1976 года на Гостелерадио приходило множество писем с просьбой повторить эту песню, что и было сделано на фестивале «Песня-76».

Среди других исполнителей «Дня Победы» - Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Юрий Богатиков, Юрий Гуляев, Эдита Пьеха.

«День Победы» давно существует и в виде марша, который исполняют оркестры многих стран мира. В 2016 году песня «День Победы» в исполнении Льва Лещенко стала победителем XI Всероссийского фестиваля «Катюша» в специальной номинации «Звезда России», как лучшая песня о Великой Отечественной войне.


Ратные и трудовые подвиги

Пожалуй, главным символом Победы могут служить мужество, отвага и самоотверженность зауральцев в Великой Отечественной войне.

Летопись военных лет хранит тысячи и тысячи примеров образцового исполнения нашими земляками воинского долга, героизма, беззаветного служения Родине.

В Электронном календаре «Подвиг во имя Победы» (http://persona.kurganobl.ru/podvig-vo-imya-pobedy) представлены реальные эпизоды боевой и трудовой доблести земляков – около 2 тысяч примеров героизма. По каждому городу и району можно найти яркие примеры вклада их жителей в достижение Победы.

Все эти символы Великой Отечественной войны и Великой Победы существуют для того, чтобы мы, потомки, вспомнили. Вспомнили о тех, кто воевал и погибал за Родину, за свободу и честь родных и близких, о тех, кто умирал в концентрационных лагерях и кто «ковал» Победу в тылу.

Вспомнили и поклонились им. Пока мы помним о них — живы и люди, и целые населённые пункты, стёртые с лица земли, живы и пропавшие без вести.



Александр Букреев.








Разделы

Menu

Самые читаемые

Об использовании информации сайта

Все материалы сайта «Лица Зауралья» могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объёму и срокам публикации.

Единственным условием перепечатки является ссылка на сайт. Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны редакции и составителя не требуется.

Посещения

Количество просмотров материалов
29211893

2017 год в Зауралье

Алфавитный указатель

А Б В Г Д Е Ж З И 

К Л М Н О П Р С Т 

У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ю Я

Кто на сайте

Сейчас 4039 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

О проекте

Курганская область имеет богатую историю и добрые традиции. В Зауралье испокон веков жили люди, которые отличались трудолюбием, пытливостью ума, готовностью честно служить Отчизне.

Многие жители Зауралья, благодаря незаурядному таланту, самоотверженному труду и волевому характеру, прославили ратными и трудовыми подвигами, достижениями в науке, культуре и других сферах не только свой край, но и Россию.

Зауралье – родина многих выдающихся учёных: математика Ивана Михеевича Первушина, исследователя Арктики Константина Дмитриевича Носилова, полевода Терентия Семёновича Мальцева, ортопеда и травматолога Гавриила Абрамовича Илизарова, конструктора крылатых пороховых ракет Михаила Павловича Дрязгова, конструкторов парашютов для спускаемых аппаратов братьев Владимира, Анатолия и Николая Дорониных. Их гениальные открытия внесли значительный вклад в развитие цивилизации.


Координационный совет по подготовке сайта выражает искреннюю признательность Губернатору Курганской области Олегу Алексеевичу Богомолову, поддержавшему идею создания сайта, руководителям и специалистам органов государственной власти и муниципалитетов, работникам государственного архива Курганской области, архива общественно-политической документации Курганской области, государственного архива в городе Шадринске, управления ЗАГС Курганской области, Курганского областного краеведческого музея, Курганской областной универсальной научной библиотеки имени А. К. Югова, членам редакционной группы, руководителям предприятий, организаций, творческих союзов, краеведам, всем, кто помог воссоздать образы зауральцев, внесших достойный вклад в социально-экономическое и культурное развитие края.

Координационный совет по подготовке сайта «Лица Зауралья».

Наверх Яндекс.Метрика