«Не точно выражаются, когда говорят, что художник отражает и преображает пейзаж: не он изображает землю, а земля сознает себя в нем – его творчеством.
Художник – это фокус сознания вещей и явлений, отраженных в нем.»

Максимилиан Волошин

Любое произведение искусства рождается в определенном месте и в определенное время. Так можно начать «биографию» картины, симфонии, фильма, стихотворения… Художник по определению откликается на ритмы эпохи, их зримые проявления в пространстве природы или города, внимательно всматривается в лица попутчиков по времени, и, придумывая порой даже самые фантастические сюжеты для своих героев, он все же создает образ именно данной эпохи. Он вдохновляется магией места своей жизни и маршрутами собственных путей как осязательных, так и духовных. Частью этой всепобеждающей магии становится творческое путешествие в образный мир мировой культуры и глубин исторического сознания. И если искусство отличается высокой степенью обобщения, и образы, им рожденные достойны постижения в иных пространствах и временах, то свершается очередной шаг на пути поиска понимания того, сколь един разнообразный мир и как густо пронизан он тончайшими связями между людьми и временами.

Эти связи способны протянуться через столетия, но могут как под увеличительным стеклом явить внимательному зрителю сложные градации изменений, приходящихся на отрезок времени короткий в масштабах истории, но не в масштабах человеческой жизни. Такими связующими историю звеньями стало творчество, собравшее в единое художественное пространство сразу трех художников-живописцев, соединенных друг с другом самыми крепкими узами родства как кровного, так и творческого. Отец и сын, дед и внук… Искусство, переданное по цепочке поколений. Николай Павлович Устюжанин, Сергей Николаевич Устюжанин, Николай Сергеевич Устюжанин. Картины столь разных и вместе с тем столь близких художников, представленные на выставке, не являются ретроспективой их творчества в традиционном смысле. Скорее это возможность собрать воедино те самые отклики художников на сегодняшний день, причем художников разных поколений, опирающихся на уже сложившийся опыт, творческий почерк, раскрывающих каждый свою тему, но в контексте единого временнóго поля. Эти картины, написаны в основном уже в XXI веке. Они и современны, и на редкость классичны завершенностью зрелых работ, философичностью размышлений, воплощением цветовых гармоний в экспериментальных поисках.

Николай Павлович Устюжанин – выпускник Нижнетагильского художественно-графического факультета 60-х годов. По определению художник мог бы сохранить суровый взгляд на мир, характерный для того времени. Но в его картинах иная музыка. В ней не аскетизм и сдержанность, но полнота звучания многокрасочного бытия природного мира. Живописец посвятил свое творчество пейзажному жанру. Природа на его полотнах лишена напористого присутствия человека. Он, безусловно, связан с ней, но деликатно, почти негласно – поле виднеется сквозь древесные стволы, тропинки сходятся на опушке, дорога проходит сквозь лес. А сама природа торжествует в своей вечной красоте и величии. Правда, живописец вносит в это торжественное звучание тонкую ноту лирического переживания, без которой невозможно осмысление грандиозного мира человеком, художником, творцом. В его картинах посредством фейерверка красочных мазков природа являет нам образ космический («К весне» 2010). В этом сложившимся в течение веков самодостаточном состоянии рождаются собственные герои, оживающие под взглядом художника («Сосновое вече» 2008, «Хранительница бора» 2009). Равно выразительны в живописи Н.П.Устюжанина различные мотивы – и плавное течение реки, и застывшие в зимнем сне лесные массивы, и бурное летнее цветение, и жемчужные переливы весеннего пробуждения («Золотистый вечер» 2008, «Весенний жемчуг» 2010). Картины исполнены одухотворенной красоты, сияние красок исподволь подсказывает мерцание храмовых мозаик («На Николу» 2009, «Земля отцов» 2009). Но это и лучшие традиции так называемого «уральского импрессионизма» – живость, полнота бытия и непременное участие в созерцательном постижении этого состоявшегося, но вечно меняющегося природного мира человека и художника, в призме творчества которого он сфокусирован.

Сергей Николаевич Устюжанин азы искусства живописи постигал в Куртамышской художественной школе, основанной его отцом. В 1983 году он окончил художественно-графический факультет Магнитогорского пединститута, что проявилось в творческом синтезе детских впечатлений, южно-уральской художественной и педагогической традиции и культурных реалий Югорского края. С.Н.Устюжанин – художник, работающий в разных жанрах – портретном, аллегорическом, натюрмортном. Он обращается и к пейзажу. Но в его природных мотивах акцент смещен скорее в сферу Времени. Время у него обретает не столько природное, сколько мифопоэтическое понимание. Мир природы сливается с персонажами античной мифологии, христианскими образами, лицами современников. Трансформация образов происходила постепенно – от наблюдений реальности художник шел в к мирам фантастическим и вместе с тем убедительным в своей точности. Художник, формируя многослойность картинной плоскости, меняет наше восприятие образа мира через остро расставленные декоративные цветовые пятна, активно усиливающие общий живописный строй картин. Это может быть фрагмент неба, отраженный в озерной глади («Букет Помоны» 2008), воды залива Сан-Марко («Венеция» 2008). Живописность и декоративность находят выразительное равновесие в загадочном образе северной богини («В белую ночь» 2003). Хотя можем ли мы назвать ее так? Или оставить ей право быть земной женщиной, но воплощением одного из самых удивительных природных явлений? В стихию жемчужно-голубых оттенков организующим началом входит ее строгий лик и загадочные знаки украшений. С ее легких и тонких рук начинается попытка прочесть древний текст и в цветочном букете, и охотничьем скраде. В контексте творчества Сергея Устюжаниа главный герой очевиден – человек, ткущий пространство-время. Он может казаться гигантским шаманом-кукловодом («Подледный лов» 2006) или суровой и одновременно хрупкой носительницей жизни, выводящей ее из красочного хаоса («Голубика» 2007). Но он всегда в центре событий, глубокий и загадочный со времен создания ранних портретов художника.

Николай Устюжанин также окончил художественную школу Куртамыша. Высшее художественное образование получил в Ханты-Мансийском институте дизайна и декоративно-прикладного искусства по специальности художник ДПИ. В 2009-2010 гг. стажировался в художественных мастерских Михаила Шемякина во Франции. Его работы отличаются выразительной лаконичностью композиционного решения и колористического строя. Но они не сведены к исключительной декоративности, тем более что смысловое, знаковое начало важно для художника не меньше, чем пластическая выразительность. Пейзажные этюды полны живого чувства и непосредственности письма. Кисть легкая, стремительная. В пейзажах со старыми домиками сельских мотивов нет торжественной величавости, но есть ощущение пластичности формы, движения воздушных потоков и световых лучей. Возможно, именно живописные этюды служат необходимым источником для создания завершенных концептуальных полотен. На первый взгляд они очень разные, но генетическая связь здесь несомненна. Легкими, но уверенными мазками художник постигает направление движений света и положения цветовых плоскостей в пространстве («Старая ферма» 2008, «Прозрачный день» 2008, «Теплый вечер» 2007). В результате его живописного поиска появляются «упрощенно-знаковые» полотна («Вид» 2008, «Поле» 2010, «Луг» 2010). Глубоко символичны картины, похожие на сны или воспоминания («Натюрморт на стене» 2008, «Дом» 2010). Особо остро и актуально как попытка выйти за пределы предметной заданности звучат практически абстрактные вещи («Птицы» 2010, «Клетка» 2010, «Пикник на обочине» 2010).

Зауралье, Северный край. Есть нечто общее в восприятии художниками этих миров, в которых цветовые нюансы белых ночей или колористическое богатство цветущего июньского луга, воплощенное в красках, линиях, живописных фактурах сочетается с суровыми реалиями жизни, а мифы и легенды вплетаются в повседневность, обнаруживая глубинные природные и культурные основы нашего сегодняшнего мира. И вместе с тем каждый из художников создает собственный мир, наполненный особым чувством природы, истории, красоты. Они словно движутся в некоем общем развитии от многозвучия, полифонии, цветового симфонизма через концептуальное прочтение скрытых смыслов к лаконичности живописно-музыкального минимализма. Туда, где одна нота с ее протяженным звучанием принимает острые ритмы тревожного птичьего полета, едва уловимого из земного нашего бытия, но посредством линии, цвета, их сложных сочетаний зовущая к скольжению в живописном пространстве.

Екатерина Павлова, член СХР, искусствовед (Магнитогорск)


 

Разделы

Menu

Об использовании информации сайта

Все материалы сайта «Лица Зауралья» могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объёму и срокам публикации.

Единственным условием перепечатки является ссылка на сайт. Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны редакции и составителя не требуется.

Посещения

Количество просмотров материалов
31802587

2017 год в Зауралье

Алфавитный указатель

А Б В Г Д Е Ж З И 

К Л М Н О П Р С Т 

У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ю Я

Кто на сайте

Сейчас 9610 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Династии

Высокий производственный и нравственный потенциал заложен в трудовых династиях.
Если семья – опора государства, то династия – его стержень. Поколения людей, происходящих из одного рода, достойно продолжают дела своих родителей, идут по их стопам.

В Зауралье немало замечательных трудовых династий, которые приносят славу родному краю, а по большому счёту ― и России.
Поистине восхищение вызывает подвижническая деятельность педагогов и учёных Черёмухиных, стаж трудовой деятельности которых на ниве просвещения превышает тысячу лет. Подстать им представители рода Надёжиных ― Парфёновых, давших обществу кавалера ордена Ленина и народного учителя СССР.

Высок авторитет семей курганских железнодорожников, чей трудовой стаж составляет 7700 лет. На «Курганхиммаше» династии имеют стаж 4000 лет, на «Курганмашзаводе» - 3400 лет.

В научной и творческой деятельности значительных высот добились династии Дорониных, Мальцевых, Васильевых, Устюжаниных.
Более 700 лет радуют своим искусством шесть поколений ковроткачих Новосёловых из села Канаши Шадринского района.

В династиях из поколения в поколение передаются мастерство, знания, гордость за свою профессию, традиции верного служения Отечеству.

Связанные родственными узами, люди работали дружно, старались не подводить друг друга, не уронить марку фамилии. Так создавались заводские династии. Наверное, любовь отцов и дедов к Курганхиммашу оказалась настолько сильной, что вслед за ними приходили сюда дети и внуки.

Наверх Яндекс.Метрика