Первым знаковым символом начала Великой Отечественной войны стала песня «Священная война», известная также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!». Она стала своеобразным гимном защиты Отечества.
Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст песни «Священная война» за подписью известного советского поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача. Сразу же после публикации композитор Александр Васильевич Александров написал музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию.
26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд.
«Родина-мать зовёт!» — знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года.
По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении нацистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Поражённый выражением её лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра.
Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространённых образов советской пропаганды. Уже к концу месяца плакат «Родина-мать зовёт!», напечатанный огромными тиражами, увидела вся страна. Агитки клеили на вокзалах и на сборных пунктах, в госучреждениях и колхозных конторах, да и просто на улицах – на дощатых заборах и кирпичных стенах.
Известны случаи, когда, сдавая немцам тот или иной населённый пункт, наши солдаты напоследок срывали плакаты с «мамой» и уносили с собой. Типографии военного времени даже выпустили специальный, «миниатюрный» тираж «Родины-матери». Репродукции размером чуть меньше обычной почтовой открытки хранились у многих фронтовиков. Их носили в нагрудных карманах гимнастёрок – рядом с фотографиями дорогих и любимых людей, рядом с партийными и комсомольскими билетами.
Самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны является танк Т-34.
T-34 (разг. «тридцатьчетвёрка») — советский средний танк периода Великой Отечественной войны. Выпускался серийно с 1940 года. В течение 1942—1947 годов — основной танк РККА и ВС СССР. Являлся основным танком РККА до первой половины 1944 года, до поступления в войска его модификации Т-34-85.
Разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода №183 под руководством Михаила Ильича Кошкина.
Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, баллистическими, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками.
С 1942 по 1945 годы основное крупносерийное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы. Ведущим заводом по модифицированию Т-34 являлся Уральский танковый завод №183.
До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов.
Ярким символом Победы является реактивный миномёт «Катюша».
21 июня 1941 года, за день до вторжения вооружённых сил фашистской Германии на территорию СССР, Советское правительство приняло постановление о начале производства реактивных систем залпового огня.
Реактивный снаряд РС-132 калибра 132 мм и пусковая установка на базе грузового автомобиля ЗИС-6 БМ-13 были приняты на вооружение и позже были названы ласковым женским именем «Катюша». Официально их называли гвардейскими реактивными миномётами.
Впервые установки БМ-13 были опробованы в боевых условиях 14 июля 1941 года. Экспериментальная батарея из семи машин под командованием капитана Флёрова обстреляла вражеские войска и технику в городе Рудня, поддержав обороняющиеся части Красной Армии. А через 2 дня показала высокую эффективность при уничтожении эшелонов на железнодорожном узле города Орша в Белоруссии.
Первые восемь полков по 36 машин были сформированы 8 августа 1941 года.
С весны 1942 года реактивный миномёт устанавливался преимущественно на ввозимые по ленд-лизу английские и американские полноприводные шасси. Наиболее известным среди них стал Studebaker US6.
Особенностью боевого применения реактивной артиллерии в 1943 году явилось её широкое использование не только для уничтожения живой силы, но и в борьбе с танками.. Эту задачу она выполняла главным образом путём массирования огня по районам сосредоточения и по крупным атакующим группам танков. При этом танки, как правило, выводились из строя при прямом попадании снарядов М-30 и М-31, а также при разрыве их в непосредственной близости. Лёгкие и средние танки поражались даже при разрыве снарядов в 5-10 метрах от них.
Когда в 1945 году Красной Армии пришлось штурмовать немецкие города-крепости, встал вопрос о применении «Катюш» в условиях городских боев. Нужно было эффективное оружие для уничтожения немецких укреплений, но близость противоборствующих подразделений делала применение ракет опасным для своих пехотинцев. Выход был найден — тяжёлые реактивные снаряды М-31 в транспортировочных ящиках устанавливали прямо в проёмах окон и с расстояния 20—30 метров били по противнику, укрывшемуся в домах и подвалах.
Впоследствии, по аналогии с «Катюшей», ряд аналогичных прозвищ («Андрюша», «Ванюша») был дан советскими бойцами и другим установкам (БМ-31 и др.) реактивной артиллерии, но эти прозвища не получили столь широких распространения и популярности и в целом известны значительно меньше.
На протяжении Великой Отечественной войны было создано значительное количество вариантов снарядов РС и пусковых установок к ним. Всего советская промышленность за годы войны произвела более 10 000 боевых машин реактивной артиллерии.
Орден Победа является высшим военным орденом и самой уникальной наградой в мире. Правом награждения удостаивались только лица высшего командного состава Красной Армии за проведение успешных боевых операций, в результате которых коренным образом менялась обстановка в пользу Красной Армии.
Орден был учреждён 8 ноября 1943 года.
Орден Победа является очень дорогой наградой. При его изготовлении использовались платина, золото, серебро, эмаль, 5 искусственных рубинов и 174 мелких бриллианта.
В истории задокументировано всего 20 награждений и 17 награждённых (трое награждались дважды, а один (Л. И. Брежнев) был лишён награды посмертно). Кавалерами ордена дважды стали маршал Г. К. Жуков, И. В. Сталин и начальник генштаба А. М. Василевский.
В знак особого отличия была учреждена мемориальная доска для внесения кавалеров ордена Победа. Мемориальная доска установлена в Большом Кремлёвском дворце.
Орден Славы — военный орден СССР, учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 года. Орденом награждались военнослужащие рядового состава, сержанты и старшины Красной Армии, а в авиации — и лица, имеющие звание младшего лейтенанта, проявившие в боях за Советскую Родину славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия. Вручался только за личные заслуги, воинские части и соединения им не награждались.
Орден Славы по своему статуту и цвету ленты почти полностью повторял одну из самых почитаемых в дореволюционной России наград — Георгиевский крест.
Орден Славы состоит из трёх степеней: I, II и III степени. Высшей степенью является I степень. Награждение производилось в порядке строгой последовательности — от низшей степени к высшей.
Награждённые орденом Славы трёх степеней удостаивались права на присвоение воинского звания: рядовые, ефрейторы и сержанты – старшины, имеющие звание старшины – младшего лейтенанта, младшие лейтенанты в авиации – лейтенанта.
За отличия в боях Великой Отечественной войны и подвиги в других военных конфликтах было вручено около миллиона знаков ордена Славы III степени, более 46 тысяч — II степени и 2678 — I степени. По уточнённым данным, полных кавалеров ордена Славы насчитывается 2671 человек, среди них — четыре женщины.
Первым знаковым символом начала Великой Отечественной войны стала песня «Священная война», известная также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!». Она стала своеобразным гимном защиты Отечества.
Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст песни «Священная война» за подписью известного советского поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача. Сразу же после публикации композитор Александр Васильевич Александров написал музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию.
26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд.